Клест птица. Описание и особенности птицы клест

Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

Об этой птице ходят легенды. Можно не верить преданиям, но необычность этих маленьких птах, размером с большого воробья, интересна любому человеку, неравнодушному к миру природы.

Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена. Природа хорошо приспособила его к добыванию себе пищи.

Птица Христа

Во время тяжелых мучений Христа на распятии, к Иисусу прилетела птица и клювом силилась выдернуть гвозди из его тела. Но очень мало было сил у бесстрашной крохи, только изуродовавшей клюв и кровью обагрившей свою грудку. Господь отблагодарил заступницу, наделив ее необычными свойствами. Это был клест, а необычность его в трех вещах:

  • крестовидный клюв;
  • появление на свет под Рождество;
  • нетленность.

Описание

Цепкость лап позволяет птице лазить по деревьям,свешиваясь вниз головой к шишке. Окраска грудки самцов малиновая, а у самок – зеленовато-серая. Хвосты и крылья пернатых переходят в серо-коричневую гамму. Пение клестов с высокими нотами, напоминает щебетание с примесью свиста. Это наблюдается при перелетах. На ветках же птицы молчаливы.

Выделяют несколько видов пернатых , три из которых основные и обитают на просторах России:

  • Белокрылый;
  • Клест-сосновик.

Они схожи ареалом обитания и образом питания. Названия переплетаются с особенностями видов по выбору хвойных пород леса и наличию белых перьев.

Предки у современных клестов довольно древние, им 7-9 млн лет. В хвойных лесах Северного полушария зарождалась основная популяция клестов. Их расселение напрямую зависит от урожая шишек , являющихся основным пропитанием птиц. Потому клесты живут и в тундре, и в лесостепях, делают большие перелеты к местам, богатым кормом. Бывали случаи, когда их находили за 2000 км от гнездовий.

В России обитают в сосновых и еловых лесах гористой местности в южных районах страны, на северо-западе. Птицу можно встретить в лесах с преобладанием елей. В кедровых же лесах клест-еловик не живет. Врагов у пернатого практически нет. Объясняется это просто: из-за употребления в пищу хвойных семян, птицы себя при жизни как бы бальзамируют и становятся слишком горькими для хищников. После естественной гибели они мумифицируются, этому и способствует их организм с большим содержанием хвойных смол.

Летают клесты хорошо, но утверждать, что клест – перелетная или оседлая птица, нельзя. Клест скорее представитель кочующих пернатых. Кочевание птиц тесно связано с урожаем. В насыщенных кормом местах птицы бесконечно лазают по деревьям , благо форма клюва у клеста дает возможность это делать без труда, как попугаям. Именно за это умение и яркий окрас перьев они получили название «северные попугаи». На землю они почти не спускаются, а на ветках отлично чувствуют себя даже перевернувшись.

Питание

Думать, что кормится клест только семенами шишек хвойных деревьев было бы неверно, хотя они являются его основной едой. Клюв пернатого отрывает чешуйки, обнажая семена, но лишь треть шишки идет на питание. Птица оставляет труднодоступные зерна, ей проще найти другую шишку. Лишнее же летит на землю и становится кормом уже для мышей или белок а также для других лесных обитателей.

Клест может питаться дополнительно почками ели или сосны, особенно в случае нехватки шишек, сгрызает выступающую смолу вместе с корой деревьев, а также другими семенами, насекомыми и тлей. В неволе он не брезгует мучными червями, овсяной крупой, рябиной, семенами конопли и подсолнечника.

Размножение

Птенцы у клестов, в отличие от остальных птиц, появляются зимой, зачастую на Рождество , как благодать всевышнего, согласно легенде. Способствуют этому запасы корма. Строится гнездо самкой наверху хвойников или под прикрытием разлапистых ветвей от дождей и снегов. Сооружение гнезд начинается с первыми морозами и делается с учетом всех суровых испытаний: с теплой подкладкой изо мха, шерсти животных, лишайников,птичьих перьев.

Стенки гнезда могут похвастаться прочностью: из сплетенных веточек получается несколько слоев, внутренний и внешний. Гнездо зачастую приравнивают к термосу по сохранению неизменной температурной среды. Зимой клест, несмотря на морозы, вполне активен для обеспечения своего потомства.

Насиживание кладки из 3-4 яиц длится в среднем 15 дней . В течение этого времени самец всячески ухаживает за самкой, кормит семенами, размягченными в зобе. Птенцы с 5-20 дня жизни уже покидают свое гнездо. Клюв у них поначалу прямой, поэтому родители месяц занимаются подкормкой молодняка.

Когда же клюв обретет свою форму, птенцы начинают осваивать науку добывания семян из шишек и вместе с новым клювом начинают жить самостоятельно. Птенец клеста не сразу имеет красивое цветное оперение. Поначалу его цвет серый с пятнами. Только по прошествии года птицы меняют одежку на взрослую.

Клест необыкновенно интересен и социально активен. Быстро привыкает к жизни в меняющихся условиях, они доверчивы и общительны . Постоянно двигаются по клетке, могут выбраться из нее, проявляя смекалку. Какой клест-еловик пересмешник, знают владельцы многих пернатых: он с легкостью подражает услышанным голосам других птиц.

В давние времена бродячие музыканты обучали клестов доставать счастливые билеты или принимать участие в гадании. Легкое обучение простым действиям делает из птиц домашних любимцев. Если клест живет в клетке без надлежащего питания и температуры окружающей среды, он теряет малиновую расцветку, бледнеет, а затем погибает. Содержание птиц в подходящих им условиях способствует неизменности их яркой окраски и жизни до 10 лет. В неволе птицы успешно размножаются в случае соблюдения приемлемых условий гнездования.

Любители выведения новых пород птиц добиваются достижения множества цветовых и голосовых вариантов, потому становится ясно, каким образом у клеста вдруг появляется голос канарейки или одежка снегиря. Изучение и селекция клестов – увлекательное занятие, которое приносит радость общения с этими древнейшими птицами живой природы.











Цели урока:

Уровень знаний :

1) Знать предметы зимы, зимние месяцы;

2) Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.

3) Особенности, среда обитания белки, лесной мыши, зайца, дятла, клёста

4) О новогодней праздничной традиции и её последствиях пагубно отражающейся на природе леса.

Уровень умений:

  • уметь отличать ель от других деревьев и узнавать её;
  • логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Развивать: Умение находить взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать на вопросы.

Воспитывать:

    через эмоциональное восприятие воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе;

    умение слушать одноклассников.

Оборудование урока.

    Плакат “Ель”.

    Демонстрационные картинки: сосны, берёзы, дуба, осины, ели.

    Демонстративные картинки: белка, лесная мышь, клёст, заяц, дятел.

    Раздаточный материал (на каждой парте): семена ели и хвоя на каждой парте (буклеты).

Сюрпризный момент урока: Искусственная ель, кедровые шишки.

Ход урока

I Организационный момент (психологический настрой)

У вас хорошее настроение? Тогда, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Передайте своё хорошее настроение друг другу.

Садитесь.

II Вводная часть. Прослушивание стихотворения.

Опять погода стужей дышит;
Зато на окнах сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
(А.М. Жемчужников)

О каком времени года идёт речь в стихотворении?

Назовите приметы зимы. (холодно, морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче стал, а ночи длиннее)

Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

А, какой самый любимый зимний праздник? (Новый год)

Какое дерево мы приносим в дом под новый год и украшаем его? (Ель)

А, где растёт ель? (в лесу)

III Основная часть

Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие в лес. Для того чтобы узнать побольше об этом чудесном дереве и о том с кем “дружит” ель. А помощником нам в этом путешествии будет Колобок (показываю его).

Вот послушайте сказочную историю, которую рассказал мне Колобок.

Когда-то, давным-давно, когда наш Экоколобок был просто Колобком и жил у бабушки и дедушки, услышал разговор стариков.

“Хорошо бы нам на Новый год поставить дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу идти, а срубить дерево и подавно.”

И решил сделать Колобок старикам Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома, взял топор и покатился в лес. Катится, а сам думает…

Как же я отыщу это дерево в лесу? Ведь я его никогда не видел…

А, вы ребята видели это дерево? Сможете узнать?

Игра “Угадай ель”

Показываю (на доске) картинки деревьев (осина, берёза, сосна, дуб, ель)

Молодцы ребята, вы помогли Колобку отыскать ель!

(В тот момент, когда “подошли” к ели – читаю загадку)

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.

(показываю картинку)

Это ель? А, что вы знаете об этом дереве? (ответы детей)

Молодцы!

А, я только добавлю, что такое дерево вырастает из маленького семечка (показываю). А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты ели понадобится 500-600 лет (записать на доске). Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою (открываю плакат “Ель” на доске).

Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал из рассказов лесных жителей.

/Продолжение сказки/

Нашёл он в лесу красивую и пушистую ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то говорит тоненьким голоском.

Не руби Колобок ель, а то гнездо моё с птенчиками упадёт, замёрзнут птенцы, да и есть без ели нам нечего будет. Кто же это? – подумал Колобок.

А, вы ребята узнаете, если отгадаете загадку:

Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом
(Клёст)

А, что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

Молодцы! А, колобок говорит: - “Подумаешь, какая-то птица!” И опять замахнулся топором. Слышит, как клёст плачет. Покажите, как клёст может плакать, какие слова он мог бы сказать? (показывают, говорят дети)

Живу я под конём ели.
Маленькая быстрая.
Пик! Пик! – говорю
Семена в норку ношу!
(мышь)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

А, что вы знаете о мышке? (ответы детей)

А, Колобок всё своё твердит: - “Подумаешь!” И опять взмахнул топором.

Клёст (покажите как) плачет, мышка плачет (покажите как)

О чём они просят Колобка? (ответы детей)

Ой, не руби ель, чем я буду питаться. Кто это?

Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
(дятел)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

А, что вы можете рассказать об этой птице? (ответы детей)

А, колобок знай своё: - “Подумаешь!” Опять взмахнул топором. Тут, клёст плачет (покажите), мышка плачет (покажите), дятел плачет (покажите). О, чём они просят Колобка? (ответы детей)

Ой, не руби ель, где я буду от опасности укрываться! Кто это? Отгадайте загадку:

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(заяц)

Правильно! А, что вы можете про зайца рассказать? (ответы детей)

Физминутка

Мы весёлые зайчишки
Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)

Любим прыгать вокруг ели
Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)

Лапки греть умеем тоже
И друг другу мы поможем (хлопки по парам)

Не страшны снега и стужа
Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)

Мы за парты тихо сели (садятся)

Зайцы спрятались под ели (хлопок)

Колобок, задумался, но желание порадовать дедушку и бабушку было столь велико, что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали и клёст, и мышь, и дятел, и заяц, и ещё голосок слышится.

Ой, останусь я без дома, без еды. Не руби ель, мы все тебя просим.

Кто это? Отгадайте загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы.
(белка)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

Что вы о белке знаете? (ответы детей)

Тут Колобок совсем растерялся. Сел и задумался. А стоит ли рубить ель?

А вы как думаете ребята? (ответы детей)

С кем дружит ель? (клестом, дятлом, мышью, зайцем, белочкой)

Как вы думаете, связаны ли между собой “друзья” ели? (ответы детей)

/Дополнение к ответам детей/

Вывод – обобщение

Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

Значит нельзя нарушить эту связь в природе? (ответы детей)

Что же делать Колобку? Как бы вы поступили ребята? Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель. (ответы детей)

Итог урока

Давайте подумаем, какие слова можно написать на этом плакате, которые могли бы остановить человека и он бы не стал рубить ёлочку и нарушать взаимосвязь в природе? (вывесить плакат “Берегите природу” на доску). (ответы детей)

После урока мы вывесим этот плакат в коридоре, чтобы все дети прочитали и рассказали своим родителям! Хорошо?

Молодцы ребята! Правильно вы рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор стал он защищать природу и всем рассказывать что всё, что нас окружает надо оберегать. Он даже имя своё изменил и стал называться Экоколобок- друг природы. Эко – взял он от слова экология.

Кто нибудь знает, что обозначает это слово? (ответы детей)

Экология – это наука, изучающая взаимосвязи в природе с целью сохранения окружающей среды. (на доске)

А, мы с вами пока изучаем эти взаимосвязи, а в будущем будем защищать природу.

Давайте вместе прочитаем строки из стихотворения…

Дерево, трава, цветок и плица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Стук в дверь.

Сюрпризный момент

Учитель вносит искусственную ёлочку и корзину с шишками. В корзине письмо от друзей леса.

Читаем письмо.

Дети получают гостинцы.

Урок закончен

Все вместе выходят в коридор вывешивают плакат “Берегите природу”, картину “Ель и её друзья”

Дорогие ребята!

Я послушал сегодня ваши рассуждения и обрадовался, что есть у меня помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаю её вам в подарок. Я и дедушке с бабушкой принёс такую же! Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А просто разобрать как конструктор, а на следующий год собрать.

А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки.

С наступающим Новым годом!

Ваш друг Экоколобок и лесные друзья

Питательную ценность для животных представляют семена ели и сосны, орехи лещины, кедровые орешки, маньчжурские и грецкие орехи, ягоды. Способы использования их разными зверями и птицами неодинаковы.

Под елями часто можно найти шишки, обработанные белками. Сорвав шишку, белка поворачивает ее вокруг оси, обгрызая чешуйки и выбирая из-под них семена. Зверек начинает отделять чешуйки всегда с толстого конца шишки, от черешка. Это и понятно, ибо основания чешуек у вершинной части шишки или возле ее середины прикрыты свободными частями других чешуек.

Обработанная белкой шишка представляет собой шероховатый стержень толщиной около 1 -1,5 см и с некоторым количеством неотделенных чешуек на вершине (рис. 103, а, б). Будучи чем-то напуганной, белка бросает шишку. При этом на большей или на меньшей концевой части остаются неотделенные чешуйки, под которыми покоятся семена. Можно приблизительно определить место, где белка питалась Если чешуйки рассеяны под елью на большой площади, то можно заключить, что зверек обгрызал шишку более или менее высоко на дереве Если же чешуйки сосредоточены на земле в одном месте близко друг к другу, то можно быть уверенным, что белка обрабатывала шишку именно в этом месте (иногда на пне или на стволе упавшего дерева) Используются белками в пищу и шишки сосны После обработки от сосновой шишки остается тонкий стержень с несколькими необгрызенными чешуйками на вершине (рис 104, а) Большое сходство в способе обработки шишек с тем, как это делает белка, имеет бурундук Отличие заключается в том, что бурундук отгрызает чешуйки не так близко к стержню, остающиеся после его обработки стержни более толстые, с более длинными остатками чешуи (рис 104, д)

Сброшенная ветром на землю или оброненная клестом еловая шишка - хороший подарок мышам и полевкам Эти зверьки обгрызают чешую не столь близко от стержня шишки, как это делает белка, поэтому оставляют его более толстым Иногда зверек не затрудняет себя переворачиванием шишки или у него не хватает для этого сил, чешуйки оказываются обгрызенными лишь с одной стороны (см рис 103, 0, г, 105, е-и)

Любителями семян ели и сосны являются различные виды дятлов

Сорвав с дерева шишку, большой пестрый дятеллетит с ней к своей «кузнице», которая представляет собой щель в стволе дерева или в суку Иногда дятел сам выдалбливает такую щель в месте, которое по какой-либо причине оказывается удоб-ным для этого, иногда использует щель, образовавшуюся по другой причине В последнем случае он подправляет ее, приспосабливает для своей надобности В щель-«кузницу» дятел втискивает шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена Обработанную таким образом шишку дятел выбрасывает после того, как принесет новую Под деревом, на котором расположена «кузница» дятла, обычно рассыпано много, сотни и даже тысячи, шишек ели или сосны, часто и те и другие Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам (см рис 103, д, 104, б)

Семенами ели и сосны питаются клесты. Наличие такой пищи позволяет клестам выводить птенцов даже зимой. Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутых чешуи и невынутых семян. Вокруг сорванных клестом шишек остаются зеленые веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так, как это делает дятел.

Велик спрос зверей и птиц на кедровые орехи, ими питаются и такие крупные животные, как медведи, кабаны, изюбры, и такие маленькие, как мыши, кедровки и дубоносы. Кабаны и медведи обминают или раскусывают шишки зубами, подбирают орехи, жуют их вместе со скорлупой и проглатывают. Насытившись, медведь разгрызает отдельные орешки и старается скорлупки не глотать. Белка в конце лета- начале осени срывает недозрелые зеленые шишки. Орехи из них в это время не вынимаются (см. рис. 105, б). Затем она отгрызает наружную часть скорлупы орехов и вынимает ядра. Иногда белка бросает или теряет шишку на первом этапе обработки, после отгрызания чешуи. В этом случае ее могут подобрать мыши или полевки. Они углубляют пространства между орешками, а затем прогрызают в них отверстия, через которые вынимают ядро (см. рис. 105, а). У зрелых шишек белки отгрызают чешуи и извлекают орешки (см. рис. 105, в). Подобранный с земли или извлеченный из шишки отдельный кедровый орешек белка раскалывает зубами и съедает ядро. Так же делает бурундук. Мыши и полевки прогрызают в скорлупе орешка отверстие (рис. 106, ж).

Рис 106 Орехи, обработанные разными животными а-б-грецкий орех а-расклеванный большим пестрым дятлом, б-прогрызенный соней-полчком, в-д - маньчжурский орех в - прогрызенный лесной мышью, г - прогрызенный бурундуком, д - расколотый белоспинным дятлом, е-ж - орешек кедра корейского е - расколотый бурундуком, ж - прогрызенный лесной мышью, з - орех лещины, прогрызенный бурундуком, и-п - орех лещины, и, п - прогрызенный лесной мышью, л-н - расклеван дятлом, к, о - разгрызенный белкой, р - косточки вишни, расколотые дубоносом (ориг а,б- Молдавия, г-з - Приморский край, и-м - по М а М Уояатка, 1971, К - р - по Формозов>, 1952) Рис 107 Желуди и орешки, обработанные разными зверьками и птицами а - желуди, расклеванные кавказской черноголовой сойкой, б-в - орешки кедра корейского б - погрызенные красными полевками, в - расколотые бурундуком, г - орехи лещины в обертке, погрызенные бурундуком, д - плоды бука, погрызенные соней-полчком, е - желудь, расклеванный кавказским поползнем, ж - «кузнеца» белоспинного дятла с расколотым им маньчжурским орехом (г, ж - ориг, Приморский край, а, б, д, е - по Формозову, 1952)

Маньчжурские орехи, толстая скорлупа которых отличается исключительной прочностью, кабан и медведь раздавливают зубами, другие животные прогрызают скорлупу. Бурундук прогрызает скорлупу в месте соединения двух ее половинок, лесная мышь - в наиболее тонком и слабом месте. Вызывает удивление, что столь крепкая скорлупа поддается клюву дятла, который помещает орех в щель своей «кузницы» так же, как поступает, например, с еловой шишкой. Затем бьет клювом в место соединения двух половинок скорлупы и раскрывает их или обламывает одну из них (рис. 106, в-д).

Грецкий орех, имеющий несравненно более тонкую и слабую скорлупу, чем маньчжурский, пестрый дятел продалбливает в тонком месте. Его работа может быть установлена по неровному, зубчато изломанному краю проделанного в скорлупе отверстия. Соня-полчок охотно ест не вполне созревшие грецкие орехи, покрытые сочной зеленой кожурой. В скорлупе, еще недостаточно отвердевшей, соня-полчок прогрызает круглое отверстие, через которое достает ядро. У зверьков, питающихся грецкими орехами, мякиши ладоней всегда коричневые от красящего вещества сока зеленой кожуры ореха. Мышевидные грызуны оставляют в грецком орехе округлое отверстие с б^лее или менее ровными краями (рис. 107, а, б).

Орехи лещины дятлы раскалывают или продалбливают в их скорлупе отверстие с угловатыми или зубчатыми краями. Белка раскалывает орех или прогрызает его скорлупу, мыши прогрызают в скорлупе ореха приблизительно круглое отверстие, полевки также прогрызают отверстие, но чаще всего не вполне круглое, соня-полчок проделывает в скорлупе округлое отверстие (см. рис. 106, з, и, л, м, н, п).

Очень многие млекопитающие, начиная с таких больших, как медведи, кабаны, олени, и кончая мышевидными грызунами, кормятся при случае желудями. Птицы разных размеров и разных экологических и систематических групп тоже поедают желуди. Например, желуди в определенные сезоны года составляют значи тельную долю рациона многих куриных птиц, врановых, утиных, дятлов, ряда мелких воробьиных. Существуют различия в способах добывания и поедания желудей разными животными (см. рис. 107, а, е). К сожалению, эти различия почти не изучены и могут стать темой для увлекательных исследований следопытов. Млекопитающие и птицы охотно поедают семена подсолнечника. Среди млекопитающих это многие виды мышевидных грызунов, которые занимают стации, близкие к полям и огородам, где высевают подсолнухи. Перечень птиц, потребляющих подсолнечные семечки, очень большой. В некоторых случаях птицы существенно снижают урожай подсолнухов. В Приморском крае созревающие семечки подсолнуха в огородах колхозников выклевывают дубоносы и китайские зеленушки. Хозяйки, защищая урожай от набегов птиц, обматывают «тарелки» подсолнухов тряпками. Птицы принимают контрмеры, они проклевывают в тряпке дыру, забираются в образовавшийся «карман» и едят там семечки, оставляя лишь скорлупки. При этом птицы, казалось бы, не могут видеть, что делается снаружи, но застать их врасплох не удается, они остаются бдительными и улетают, если к ним приблизиться (рис. 108, в).

Ягоды черемухи, рябины, винограда добываются и поедаются неодинаково разными птицами, и эти различия нетрудно увидеть Дубоносы из ягод вишни и черемухи выклевывают только косточки, а мякоть бросают Под деревом черемухи Маака в Приморье на земле иногда можно увидеть множество синих пятен. Здесь кормился большой черноголовый дубонос, который извлекал из ягод черемухи косточки, раскалывая их, и доставал ядро. Выброшенная, истекающая соком мякоть ягод и образует синие пятна под деревом. Здесь же можно найти и малозаметные скорлупки от косточек Так же используют дубоносы ягоды вишни. Снегири извлекают из ягод рябины крошечные семечки, а мякоть выбрасывают. Другие птицы, наоборот, ценят мякоть, а расколоть косточку и достать из нее питательное ядро они не в состоянии. Воробьи едят сладкую мякоть винограда и вишен, а более крупные птицы, например дрозды, небольшие ягоды винограда глотают целиком. Скворцы, в отличие от снегирей проглатывают ягоды рябины целиком. Так же поступают свиристели и т. д. (см 106, р; 108, а, б, г)

Почва хранит большие запасы растительной и животной пищи: корни, клубни, личинки насекомых, многоножки, дождевые черви и др.

Из крупных зверей основным потребителем подземного корма является кабан. Его крупная коническая голова и короткая шея приспособлены к рытью земли Развитое тонкое обоняние позволяет ему чувствовать места скоплений корней, луковиц или беспозвоночных сквозь толстый слой почвы. За сутки кабан может вскопать до 8 м2 поверхности почвы. Поиски почвенных животных, а также съедобных подземных частей растений ведутся кабанами как летом, так и зимой В мягкой влажной почве они роются более охотно, чем в сухой и твердой. Отличить порой кабанов от пороев других зверей легко по размерам: никакое другое животное не «вспахивает» почву на столь больших площадях. Порой всегда сопровождаются отпечатками ног на почве или на снегу, что позволяет более уверенно сказать, какое животное здесь паслось Кабаны нередко посещают картофельные поля, плантации кукурузы или других сельскохозяйственных культур и наносят урон урожаю, иногда весьма существенный. Но, разрыхляя почву, кабаны одновременно зарывают в нее семена растений, желуди, орехи кедра и т д, чем способствуют возобновлению леса. Некоторые семена и орехи, проглоченные кабаном, остаются неповрежденными и жизнеспособными, пройдя через пищеварительный тракт зверя. Таким образом кабаны способствуют распространению многих видов растений и, что особенно важно, ценных пород деревьев. Роясь в почве, эти звери находят мелких позвоночных животных (мышевидных грызунов, ящериц, змей, лягушек) и поедают их. Не оставляют они, конечно, и то, что находится на поверхности почвы Во многих случаях желуди или орехи, которые чаще всего находятся на поверхности почвы, служат кабанам основным кормом

Барсук ведет ночной образ жизни Он всеяден, в составе его пищи большое место занимают наземные части растений и обитатели почвы - мелкие позвоночные, личинки насекомых, черви и др. Места ночной охоты барсука отмечаются прикопками разной глубины и ширины.

Как видно, рытье почвы зверями чаще всего связано с их всеядностью. Очень часто делают прикопки в почве медведи. Они ищут при этом личинки насекомых, а также извлекают съедобные части растений (рис. 111). Размеры прикопок медведя различны. В некоторых случаях, доставая запасы бурундука, он роет большие ямы, выворачивая многопудовые камни (рис. 112). Раскапывает медведь и муравейники.

Лисица зимой во время охоты на полевок и мышей роет снег. Наряду со следами ног прикопки помогают распознать присутствие этого животного. Иногда лисица в поисках пищи делает прикопки и летом, но они не столь заметны, как в зимнее время на снегу.

Белка делает запасы орехов, желудей и других видов пищи, которые она прячет в укромных местах или зарывает Зимой она раскапывает снег в местах, где зарыла летом и осенью пищу. На белом фоне снежного покрова такие раскопки хорошо заметны. Этот зверек ищет и извлекает из-под снега желуди, орехи, шишки ели и кедра, оказавшиеся на земле естественным путем (не из числа запасенных ею).

Раскапывают снег в поисках желудей, орехов, мха или сухих листьев олени. Северные олени, как известно, из-под снега добывают ягель, а также другие растения.

Кулики - дупель, бекас, гаршнеп и вальдшнеп питаются почвенными беспозвоночными, доставая их длинным клювом, который эти птицы погружают в почву до самой головы. В почве остаются отверстия по толщине клюва. Какой из перечисленных выше птиц принадлежит этот след, можно узнать приблизительно по его величине. Самые широкие отверстия принадлежат вальдшнепу, самые узкие - гаршнепу. Вальдшнеп водится в лесу, бекас - на травянистых кочковатых болотах, дупель - на заливных лугах в долинах рек, гаршнеп распространен главным образом в северной части лесной зоны и в лесотундре, гнездится он на сфагновых болотах. Конечно, этих птиц можно встретить и они могут оставить свои отверстия в угодьях, не являющихся их преимущественным местом обитания. Перечисленные птицы не избегают и растительной пищи, например семян некоторых растений.

В илу делают отверстия клювами серый журавль и серый гусь. Они достают побеги тростника. Отверстие, сделанное журавлем, направлено сверху вниз, а отверстие, сделанное гусем, более крупное, чем у журавля, направлено косо. Журавль съедает только беловатые нежные части побегов и бросает более плотные верхушки, а гусь съедает побеги полностью.

На прогулке вы можете найти шишки, объеденные четырьмя животными - и различить их как настоящие следопыты

Вот у этой шишки (см выше) чешуйки отгрызены у самого основания, и остался тоненький стерженек. Это работа белки. Она очень любит лакомиться еловыми семенами, и именно так достает их из-под чешуек. А этот толстенький огрызок оставила после себя мышь:

Она тоже любит потрошить шишки, но чешуйки отгрызает наполовину, вот и остается такая «полушишка».

Но не только четвероногие любят еловые семена. Посмотри – эту шишку тоже ели, только совсем не так.

источник фото

Чешуйки у нее все на месте, но они встрепаны, отогнуты, и семечек под ними совсем не осталось. Вот кто ее клевал - большой пестрый дятел.

источник фото

Ему, конечно, не так удобно доставать из шишки семена – передних лап-то у него нет, поэтому он устраивает себе кузницы. Дятел выбирает удобную развилку между ветками или углубление в стволе дерева, плотно забивает туда шишку, а потом клювом и языком достает из нее семечки. Иногда под любимым дятловым деревом можно найти сотни шишек. Ты не встречал такие "россыпи" в лесу или парке? Посмотри внимательно, наверняка увидишь, а если постараешься, то заметишь и саму кузницу.

источник фото

И эту шишку тоже кто-то ел. Только очень уж невнимательно – много семян осталось, и чешуйки только немного отогнуты, а некоторые порваны посредине.

источник фото

Это работа клеста. Клест – птица удивительная, в старину ее даже называли «Христова птица». Почему? Об этом – в следующем выпуске. (а пока вот вам ссылка на самую полезную книгу для следопытов - в ней и шишки, и следы на снегу, и всякие погрызы)

Клёст - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья.

Кормясь, клест выбирает из оторванной шишки не более трети семян и затем роняет её. В сброшенных на землю шишках семена сохраняются более года и служат запасом корма для лесных мышей, белок и других животных.

Круглый год клесты кочуют, покидая области с неурожаем шишек и собираясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Поэтому, если в один год они были чрезвычайно многочисленны в одном месте, то уже на следующий год в этом же районе можно не встретить ни единой птицы. Численность клестов напрямую зависит от урожайности сосны и ели и поэтому подвержена колебаниям, которые следуют за изменениями урожайности этих хвойных пород.

Распространены клесты в хвойных лесах всего северного полушария.

Летают клесты довольно быстро, хотя и не делают больших перелетов; они превосходно лазают по деревьям, причем, привешиваясь вниз головой, редко спускаются на землю.

Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» недюжие запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах, но не в кедровых. Гнездо строит на верхушке ели или сосны под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Только с первыми холодами и морозами клест приступает к строительству, поэтому родимый дом у него всегда крепкий, добротный: внизу теплая подстилка, а стены прочные и толстые.

Голос клеста-еловика:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко