Н сладков осень на пороге главная мысль. Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков
Инна Бухарова
Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
Пересказ рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » .
Цели : Коррекционно-образовательные :
учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период ; активизировать словарь по теме «Осень » ;
Коррекционно-развивающие :развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.
Коррекционно-воспитательная : воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,воспитывать умение слушать педагога и товарищей.
Оборудование : текст рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » , игрушка-ворон, картинки : белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Послушайте загадку :
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели .
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень )
2. Основной момент.
1) Объявление темы.
Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю .
Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам .
2). Чтение рассказа «Осень на пороге » .
(Выставляю картинки по ходу рассказа ) .
Осень на пороге .
Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога , всели к ее приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса : - Готовы, готовы, готовы.
А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери :
Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся !
Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!
Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!
3) Беседа по рассказу .
О каком времени года говорилось в рассказе ?
Кто задавал вопросы жителям леса?
Кого проверял Ворон?
Как приготовились к зиме лисицы зайцы,
Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?
Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов ?
4)Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся ,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
5) Пересказ рассказа .
Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ , вновь выставляя картинки.
6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми .
3. Итог занятия . Оценка работы детей.
Дети, кто прилетал к вам в гости?
Как готовятся звери и птицы к зиме?
А почему нужно готовиться к наступлению осени ?
Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.
Публикации по теме:
Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.
Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.
Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое.
Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.
НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Конспект НОД Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Березовые листья» Конспект НОД по развитию связной речи Пересказ рассказа «Березовые листья» Цели: Образовательные: учить пересказывать рассказ, учить логическому.
Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.
Николай Сладков. Осень на пороге
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы
в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №143
Конспект открытого урока чтения для учащихся 2 «Б» класса на тему:
Н.И.Сладков «Осень»
Исполнитель:
учитель начальных классов
Гоголева Д.В.
Екатеринбург 2016
Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»
Класс: 2 «Б»
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла сказки Н.И.Сладкова «Осень»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с произведением Н.И.Сладкова «Осень», с его жизнью и творчеством
Совершенствовать навыки чтения
Учить определять характер героев произведения, его главную мысль
Совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
Совершенствовать умения инсценирования произведения
Развивающие:
Развивать речь, память, воображение
Развивать у учащихся умение обобщать
Воспитательные:
Прививать интерес и любовь к книгам о животных
Воспитывать любовь к чтению, к книге
Оборудование: сказка, книги, карточки с героями, портрет Н.И.Сладкова
Структура урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний (1 минута)
- Сообщение темы урока (2 минуты)
- Подготовка к восприятию (6 минут)
- Установка на восприятие (2 минуты)
- Первичное восприятие (3 минуты)
- Проверка первичного восприятия (2 минуты)
- Постановка учебной задачи (2 минуты)
- Анализ произведения (6 минут)
- Обобщение (14 минут)
- Итог урока(1 минута)
- Рефлексия (1 минута)
- Домашнее задание
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. | Дети проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация знаний | Вспомните название раздела, который мы изучаем. Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили? Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему? | Осень |
Сообщение темы и задач урока | Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Хорошо. Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать) | |
Подготовка к восприятию | Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова. Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове? - Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц. Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей. Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова? Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах. А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень». | Внимательно слушают сообщение о писателе Природа Знакомятся с книгами писателя |
Установка на восприятие | Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке? Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение. | Высказывают свои предположения |
Первичное восприятие | Выразительное чтение учителем | Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы |
Проверка первичного восприятия | Почему сказка называется «Осень»? Какая осень описывается в сказке? Оправдались ли наши читательские предположения? | Ответы детей |
Постановка учебной задачи | Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями? Кто главные герои сказки? Сколько героев в сказке? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки. | Называют некоторых героев сказки Самостоятельное чтение |
Анализ произведения | Сколько героев в сказке вы насчитали? Перечислим их. Что же произошло в лесу однажды утром? Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста. Что ответили звери на то, что наступит холод? Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать? А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет? А когда осень скукою донимать станет? | Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы) Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы? Готовы, готовы, готовы… - «Пусть сдирает!...Тише в лесу станет» «Откликнулись птицы:…» - «Пусть себе донимает!...А будем сытыми- не заскучаем!» |
Обобщение | Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр». Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам. Но для этого, необходимо распределить роли. Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения? |
Цели:
Коррекционно-образовательная:
Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
Активизировать словарь по теме «Осень»;
Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Ход занятия . Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.
2. Объявление темы.
Логопед: Послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.) А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.
3. Игра «Один - много».
Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это - зайцы. Много зайцев.
Енот - еноты - много енотов.
Лиса - лисы - много лис.
Еж - ежи - много ежей.
Белка - белки - много белок.
Медведь - медведи - много медведей.
Барсук - барсуки - много барсуков.
Птица - птицы - много птиц.
4. Рассказ логопеда (Выкладывание картинок по ходу рассказа).
Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
Осень на пороге
Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон.- Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса: - Готовы, готовы, готовы...
А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!
Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!
5. Беседа по рассказу.
Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
6. Пересказ рассказа.
Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.
Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели В теплые края. А.Плещеев | Изображают улетающих птичек |
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.
7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?