Н сладков осень на пороге главная мысль. Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков

Инна Бухарова
Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Пересказ рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » .

Цели : Коррекционно-образовательные :

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период ; активизировать словарь по теме «Осень » ;

Коррекционно-развивающие :развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Оборудование : текст рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » , игрушка-ворон, картинки : белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Послушайте загадку :

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели .

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень )

2. Основной момент.

1) Объявление темы.

Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю .

Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам .

2). Чтение рассказа «Осень на пороге » .

(Выставляю картинки по ходу рассказа ) .

Осень на пороге .

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога , всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса : - Готовы, готовы, готовы.

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери :

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся !

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

3) Беседа по рассказу .

О каком времени года говорилось в рассказе ?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон?

Как приготовились к зиме лисицы зайцы,

Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?

Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов ?

4)Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся ,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

5) Пересказ рассказа .

Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ , вновь выставляя картинки.

6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми .

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, кто прилетал к вам в гости?

Как готовятся звери и птицы к зиме?

А почему нужно готовиться к наступлению осени ?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Конспект НОД Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Березовые листья» Конспект НОД по развитию связной речи Пересказ рассказа «Березовые листья» Цели: Образовательные: учить пересказывать рассказ, учить логическому.

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №143

Конспект открытого урока чтения для учащихся 2 «Б» класса на тему:

Н.И.Сладков «Осень»

Исполнитель:

учитель начальных классов

Гоголева Д.В.

Екатеринбург 2016

Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла сказки Н.И.Сладкова «Осень»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с произведением Н.И.Сладкова «Осень», с его жизнью и творчеством

Совершенствовать навыки чтения

Учить определять характер героев произведения, его главную мысль

Совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Совершенствовать умения инсценирования произведения

Развивающие:

Развивать речь, память, воображение

Развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к книгам о животных

Воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: сказка, книги, карточки с героями, портрет Н.И.Сладкова

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Сообщение темы урока (2 минуты)
  4. Подготовка к восприятию (6 минут)
  5. Установка на восприятие (2 минуты)
  6. Первичное восприятие (3 минуты)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Постановка учебной задачи (2 минуты)
  9. Анализ произведения (6 минут)
  10. Обобщение (14 минут)
  11. Итог урока(1 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)
  13. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

Вспомните название раздела, который мы изучаем.

Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили?

Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

Осень

Сообщение темы и задач урока

Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

Хорошо.

Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать)

Подготовка к восприятию

Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова.

Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?

- Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова?

Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах.

А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень».

Внимательно слушают сообщение о писателе

Природа

Знакомятся с книгами писателя

Установка на восприятие

Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке?

Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение.

Высказывают свои предположения

Первичное восприятие

Выразительное чтение учителем

Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы

Проверка первичного восприятия

Почему сказка называется «Осень»?

Какая осень описывается в сказке?

Оправдались ли наши читательские предположения?

Ответы детей

Постановка учебной задачи

Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями?

Кто главные герои сказки?

Сколько героев в сказке?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки.

Называют некоторых героев сказки

Самостоятельное чтение

Анализ произведения

Сколько героев в сказке вы насчитали?

Перечислим их.

Что же произошло в лесу однажды утром?

Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста.

Что ответили звери на то, что наступит холод?

Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать?

А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет?

А когда осень скукою донимать станет?

Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы)

Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Готовы, готовы, готовы…

- «Пусть сдирает!...Тише в лесу станет»

«Откликнулись птицы:…»

- «Пусть себе донимает!...А будем сытыми- не заскучаем!»

Обобщение

Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр».

Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам.

Но для этого, необходимо распределить роли.

Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения?

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).

Цели:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

Активизировать словарь по теме «Осень»;

Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия . Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2. Объявление темы.

Логопед: Послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.) А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3. Игра «Один - много».

Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это - зайцы. Много зайцев.

Енот - еноты - много енотов.

Лиса - лисы - много лис.

Еж - ежи - много ежей.

Белка - белки - много белок.

Медведь - медведи - много медведей.

Барсук - барсуки - много барсуков.

Птица - птицы - много птиц.

4. Рассказ логопеда (Выкладывание картинок по ходу рассказа).

Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Осень на пороге

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон.- Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса: - Готовы, готовы, готовы...

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!

Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!

5. Беседа по рассказу.

Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

А.Плещеев

Изображают улетающих птичек

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?